Аналитики Lloyd's List предложили свой сценарий развития рынка российского судоходства после начала действия западных санкций.
Еще в начале марта стало известно, российский флот не получит разрешения останавливаться в британских портах. Однако это не касается иностранных судов с российским грузом на борту.
829 зафрахтованный судов, перевозящих российские грузы, ходят под флагами стран ЕС: Нидерланды, Германия, Польша.
Всего между РФ и странами ЕС курсирует 6448 судов. Основная масса принадлежит управляющим компании с российскими корнями.
Под санкции попадают 429 судов дедвейтом более 10 тыс. т. Из них 16% – это трамповые балкеры, 20% — линейные танкеры для сырой нефти, еще 12% – трамповые танкеры. Если они перестанут ходить, то у Великобритании образуется дефицит танкерного тоннажа.
Пока основная масса судов находится в работе. Сразу после объявления санкций рекомендации юристов немедленно встать на якорь в ожидании заказов в других страна, получили около 20 кораблей. Остальные получили статус «нероссийского» флота, который может работать как прежде.
Позже и в ЕС приняли резолюцию блокировать российские суда. Юристы отмечают, что оба документа, британский и европейский, не являются юридически обязательными в их нынешнем формате.
В каждой европейской стране парламент должен ратифицировать резолюции и только потом страна будет выполнять ее предписания.
Нюанс в том, что документ Великобритании – прямого действия, а резолюция ЕС не является юридически обязательной в ее нынешнем формате. Ее будут выполнять только те страны, парламенты которых ратифицируют данный документ. Поэтому еще предстоит продавить соответствующие решения. Кроме того, предстоит определить порядок контроля и регулирования судозаходов судов из портов РФ.
Между тем, Национальная сеть Великобритании оспорила запрет на работу с российскими газовозами. Речь идет о ввозе свыше 4 млн кубометров СПГ из России.
Ротация отразится и на британском и европейском рынках. Увеличатся риски непредвиденных задержек и штрафов, нарушится логистики перевозок и заправок флота топливом.
Эксперты ожидают, что британская модель санкций распространится и на страны ЕС. Они отмечают необходимость разъяснений в отношении формулировки о запрете на перевозки, связанные с Россией. В противном случае в список попадет огромное количество судов.
Без зонирования под санкции попадут не только россияне, но и все те, кто мог платить или получать оплату от морских операторов, то есть — представители европейских компаний.
Например, европейская компания оплатила работу экипажу, а деньги попали в санкционном российском банке.
Для сравнения, США ввели санкции против российских банков избирательно и остались банки через которые можно совершать сделки с российскими компаниями.
Что касается флота, то сейчас судовладельцы могут перевозить любые грузы, даже, если они позже будут отнесены к санкционным.
Иностранные судовладельцы считают, что санкции станут причиной волатильности глобального рынка морских перевозок на длительный период из-за нарушения транспортных потоков.
В свою очередь, южнокорейские верфи прогнозируют сокращение заказов на строительство новых танкеров, особенно если под экспортный контроль в отношении России попадут российские заказы. Ведь эти верфи производят газовозы для перевозки СПГ из РФ.