Перевозки Северным Морским Путем для госкомпаний Работаем с госкомпаниями
+7 (495) 783-08-83
Обратный звонок

Виды и особенности морских перевозок

Грузовые перевозки морским путем подчиняются большому числу нормативных актов, договоров и положений. Принято разделять все грузоперевозки на две категории – внутренние и внешние. В первом случае суда не пересекают государственные границы. Во втором случае перевозка связана с импортом или экспортом товаров и осуществляется между странами.

  • Международная морская перевозка регулируется минимум тремя документами – Гаагскими Правилами, Гамбургскими Правилами, Правилами Висби. Кроме этих конвенций есть и другие международные соглашения.
  • В РФ доставка грузов морем осуществляется в соответствии с Гаагско-Висбийскими правилами морской перевозки грузов, VII Протоколом 1979 г, Главой 40 ГК РФ «Перевозка», Главой VIIIКТМ РФ 1999 г и иными нормативными актами

Прочие способы классификации отражают такие аспекты, как тип груза, тип используемого транспортного средства, форма перевозки, вид судоходства.


Виды морских перевозок по типу груза

  • Стандартные. Перевозка стандартных, крупногабаритных, негабаритных грузов, не нуждающихся в специальных условиях транспортировки.
  • Специальные. Перевозка опасных, ценных, секретных грузов.
  • Сборные. Перевозка мелкогабаритных грузов разных владельцев. Этот вариант выгоден при доставке в одном направлении пробных и небольших партий товаров, поскольку отправитель платит только за место, занятое его товаром.

Исходя из вида груза, классифицируют и транспорт, выделяя суда узкоспециализированные, специализированные, многоцелевые, универсальные суда и т.д.

Типы транспорта, привлекаемого к морским грузоперевозкам по СМП

Чаще всего задействуют контейнеровозы – суда, предназначенных для доставки грузов в контейнерах. Грузовые модули значительно упрощают и ускоряют погрузку-выгрузку, что особенно удобно при мультимодальных перевозках (несколькими видами транспорта).

Кроме того, используют:

  • Балкеры– при доставке навалочных и насыпных грузов (песка, зерна, угля, руды, стройматериалов).
  • Ролкеры – для перевозки легковых и грузовых автомобилей, колесной спецтехники.
  • Танкеры – адаптированные к безопасной доставке нефтепродуктов и других наливных грузов.
  • Лесовозы – пиломатериалы и лес.
  • Газовозы – суда с цистернами для сжиженных газов (метана, аммиака, пропана).

Формы морских перевозок по условиям транспортировки

Навалочные грузы перевозятся россыпью, без строгого учета и пересчета. Например, полезные ископаемые, удобрения не транспортируются в упаковке или таре, а просто наваливаются или насыпаются в отведенном месте судна.

Контейнерные перевозки базируются на доставке товаров в упаковке и контейнере, а потому обеспечивают сохранность и надлежащее состояние грузов.

Перевозка накатных грузов (ро-ро перевозка) применяется для трейлеров, фур, прицепов, оборудования и техники, способной самостоятельно подняться на борт, без кранов и подъемников.

Фрахтование – тип перевозки морским путем, при которой груз транспортирует фрахтователь, контролирующий загрузку и движение транспортного средства. В зависимости от условий договора фрахтования, фрахтователь за определенную плату (фрахт) получает от фрахтовщика судно с экипажем или без, на определенный срок или на определенное число рейсов.

«Дверь-дверь» – включает все этапы: собственно перевозку, погрузку-разгрузку, оформление, доставку груза на склад получателя (покупателя).


Типы морских перевозок по форме судоходства

Трамповое судоходство характеризуется нерегулярностью перевозок, отсутствием четкого расписания рейсов. Трамповые суда («суда дикого плавания») – чаще всего универсальные. Как правило, они не привязаны к постоянному району плавания или портам погрузки-выгрузки и отправляются туда, где нужен свободный тоннаж.

Особенности морских перевозок с помощью линейного судоходства заключаются в том, что суда:

  • осуществляют регулярные рейсы;
  • двигаются между установленными портами;
  • придерживаются расписания.

Такие суда закреплены за определенными морскими линиями – односторонними, общими или конференциальными. Тариф линейной морской грузоперевозки обычно выше ставок трамповых перевозчиков, но в целом ниже стоимости доставки наземными и воздушными видами транспорта.

Возврат к списку