Грузовые перевозки морским путем подчиняются большому числу нормативных актов, договоров и положений. Принято разделять все грузоперевозки на две категории – внутренние и внешние. В первом случае суда не пересекают государственные границы. Во втором случае перевозка связана с импортом или экспортом товаров и осуществляется между странами.
Прочие способы классификации отражают такие аспекты, как тип груза, тип используемого транспортного средства, форма перевозки, вид судоходства.
Исходя из вида груза, классифицируют и транспорт, выделяя суда узкоспециализированные, специализированные, многоцелевые, универсальные суда и т.д.
Чаще всего задействуют контейнеровозы – суда, предназначенных для доставки грузов в контейнерах. Грузовые модули значительно упрощают и ускоряют погрузку-выгрузку, что особенно удобно при мультимодальных перевозках (несколькими видами транспорта).
Кроме того, используют:
Навалочные грузы перевозятся россыпью, без строгого учета и пересчета. Например, полезные ископаемые, удобрения не транспортируются в упаковке или таре, а просто наваливаются или насыпаются в отведенном месте судна.
Контейнерные перевозки базируются на доставке товаров в упаковке и контейнере, а потому обеспечивают сохранность и надлежащее состояние грузов.
Перевозка накатных грузов (ро-ро перевозка) применяется для трейлеров, фур, прицепов, оборудования и техники, способной самостоятельно подняться на борт, без кранов и подъемников.
Фрахтование – тип перевозки морским путем, при которой груз транспортирует фрахтователь, контролирующий загрузку и движение транспортного средства. В зависимости от условий договора фрахтования, фрахтователь за определенную плату (фрахт) получает от фрахтовщика судно с экипажем или без, на определенный срок или на определенное число рейсов.
«Дверь-дверь» – включает все этапы: собственно перевозку, погрузку-разгрузку, оформление, доставку груза на склад получателя (покупателя).
Трамповое судоходство характеризуется нерегулярностью перевозок, отсутствием четкого расписания рейсов. Трамповые суда («суда дикого плавания») – чаще всего универсальные. Как правило, они не привязаны к постоянному району плавания или портам погрузки-выгрузки и отправляются туда, где нужен свободный тоннаж.
Особенности морских перевозок с помощью линейного судоходства заключаются в том, что суда:
Такие суда закреплены за определенными морскими линиями – односторонними, общими или конференциальными. Тариф линейной морской грузоперевозки обычно выше ставок трамповых перевозчиков, но в целом ниже стоимости доставки наземными и воздушными видами транспорта.